среда, 25 февраля 2015 г.

О заучивании стихотворений с детьми. (Младший дошкольный возраст).

Художественная литература включает в себя богатейшие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Особенно большое воспитательное значение имеет поэзия. Стихи способствуют формированию образного видения окружающего мира, учат любить яркое слово, развивают эстетический вкус, воображение, юмор. Убедительно говорил о необходимости детей к поэзии К. И. Чуковский. Он утверждал, что дети любят стихи, не могут без них обойтись, готовы слушать их.

Практика показывает, что дети 3 – 4 лет способны запоминать и воспроизводить с желанием и интересом небольшие по объему стихотворения. По своему содержанию стихи, которые доступны детям младшего дошкольного возраста понятны им – ведь в них запечатлены все моменты детской жизни. Главным действующим лицом поэзии малых форм является сам ребенок, а также курочка, петушок, собачка, лошадка – мир знакомый и увлекательный. Краткость стихотворных строк, наличие звукоподражаний способствуют более быстрому запоминанию текста.
Фольклорные произведения обогащают словарь ребенка, делают его речь более выразительной.
Дети второй младшей группы также учатся выразительно читать стихи А. Барто, Е. Благининой, О. Высотской, П. Воронько, И. Токмаковой и др. Несложное и в тоже время интересное содержание стихотворений выражено в простой, доступной форме: короткие строчки, образный язык, близкий к разговорной речи. Все это придает стихотворениям живость, способствует лучшему запоминанию и выразительному воспроизведению.
Обучение детей выразительному чтению – сложный педагогический процесс. Занятия по заучиванию стихотворений включает в себя два взаимосвязанных процесса: восприятие поэтического произведения и его воспроизведение. Дети способны передать только те мысли, которые они поняли, выразить те чувства, которые они пережили. Эти переживаемые ребенком чувства должны найти внешнее выражение в живых, естественных интонациях. Следовательно, чем полнее, глубже и эмоциональнее дети воспримут литературное произведение, тем более осмысленно и выразительно они смогут прочитать его наизусть.
В восприятии стихотворения важную роль играет художественное исполнение текста – выразительное чтение его воспитателем.
В выразительном чтении ярко, образно раскрываются художественные образы, обстановка, в которой совершаются действия, передается смена настроений, переживаний, что способствует возникновению у детей конкретных представлений о прослушанном. Многие исследователи считают, что особенностями методического руководства художественно – речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста являются непосредственность, эмоциональность общения, большая наглядность, игровой характер обучения.
Мышление детей 3 – 4 лет носит конкретный образный характер, их жизненный опыт небогат и они не всегда могут представить себе те моменты, образы, о которых говорится в стихотворении. Поэтому в младшем дошкольном возрасте выразительное чтение необходимо сопровождать показом игрушек, предметов, иллюстраций картин, созданием игровых ситуаций в соответствии с сюжетом стихотворения. Взаимодействие художественного слова и наглядных образов способствует тому, что дети получают конкретные представления о внешнем виде персонажей стихотворения, у них возникает определенное отношение к тому, что они видели и слышали, создают эмоциональный настрой. Таким образом, создавая игровую ситуацию мы побуждаем детей к игровым действиям, а это в свою очередь делает ребенка участником игры: он выполняет действия и при этом повторяет слова текста. Так мы учим детей заучивать стихотворения.

По материалам сайта  http://www.maam.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий